Монтессори-игры: интеллект на кончиках пальцев.

Вернуться ко всем статьям

Девизом метода воспитания детей «по Монтессори» стали пять слов: «Помоги мне сделать это самому!». 

Девизом метода воспитания детей «по Монтессори» стали пять слов: «Помоги мне сделать это самому!». 

Обратите внимание, что Мария Монтессори разрабатывала свой метод для детей старше трех лет; некоторые современные ее сторонники «спустили» упражнения на двухгодовалых детей.


Любая «Монтессори-игра» начинается с презентации: взрослый должен спокойно показать ребенку, как использовать участвующие в игре предметы, внятно назвать их, объяснить свои действия. 

Рамки-вкладыши.
Классические «рамки-вкладыши Монтессори» представляют собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат и т. д.). К каждому вкладышу приделана маленькая ручка, чтобы ребенок мог вынуть фигурку или вложить ее обратно в гнездышко. 

Подбери крышечку.
Медленно отвинтите крышки и пробки с бутылок и банок разных размеров. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки. Затем перемешайте крышки и расставьте бутылки и банки на столе. Предложите малышу самостоятельно найти крышки для каждой емкости.

Золушка.
Рассыпьте немного крупы на подносе и покажите малышу, как можно аккуратно смести ее щеткой в совок. Можно усложнить игру: перемешать разные крупы (рис, гречку, пшеницу, горох, фасоль и т. д.) и предложить ребенку сначала собрать каждую крупу в отдельную кучку, а затем уже смести ее на совочек. После того как крупа убрана с подноса, «помойте» его – налейте немного воды и покажите, как «волшебная губка» впитывает в себя воду. Предложите ребенку повторить опыт.

Застежки.
Возьмите несколько кусочков плотной ткани, вырежьте их в форме различных животных: еж, грибок, заяц, морковка и т. д. Глаза, рот и нос можно выделить, пришив пуговицы или кусочки блестящей бумаги, а можно и просто нарисовать фломастером или гелиевой ручкой. На один кусочек, например, зайца пришейте несколько пуговиц различных размеров и кнопки. На втором кусочке ткани – морковке – сделайте петли и прорези, пришейте вторую половину кнопок. Аналогично действуйте с другими «игрушками», чтобы ежика и грибок можно было пришнуровать друг к другу, машину и колеса приклеить с помощью липучек. Используйте крючки, петли, ремешки и т. д.

Прищепки.
Обычные бельевые прищепки – великолепный инструмент для развития мелкой моторики. Всячески поощряйте ребенка играть с ними: пусть он помогает вам развешивать носовые платки, прикрепляет прищепки к разным игрушкам в виде украшения, складывает из них орнаменты.

Разные лоскутки.
Вместе с малышом внимательно исследуйте три пары лоскутков, контрастных по текстуре: например, шелк и шерсть, хлопок и мех, кожу и мохер. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте, опишите словами, даже понюхайте. Затем оставьте по одному лоскутку из каждой пары на столе, а остальные спрячьте в непрозрачный мешок или коробочку. Попросите ребенка на ощупь подобрать пары к лоскуткам, оставшимся на столе. Постепенно добавляйте другие пары лоскутков.

Волшебный мешочек.
Положите в непрозрачный мешок 8-10 предметов, знакомых ребенку (свисток, куклу,резиновую игрушку, ключи, шахматную фигуру, расческу и т. д.). Завяжите ему глаза,попросите вытащить один предмет и на ощупь определить, что это такое. Когда малыш освоит это упражнение, замените вещи в мешке, постепенно повышая уровень их сложности. Можно разнообразить игру: например, прячьте в мешочек предметы, названия которых начинаются на букву К (карандаш, книжка, коробка, курочка, кнопка и т. д.). Когда ребенок будет доставать их, обратите его внимание на эту особенность вещей. Другой вариант: положите в мешок несколько предметов, сделанных из одного материала – дерева, металла, бумаги, резины. Попросите ребенка доставать только деревянные предметы или только бумажные. Это прекрасный способ развивать и тактильную чувствительность ребенка, и его мелкую моторику.

Аквариум.
Наполните большой сосуд водой и вместе с ребенком побросайте туда различные мелкие предметы: пуговицы, детали конструктора, фишки, мячики и др. Обратите внимание, чтобы малыш бросал вещи тремя пальцами то правой, то левой руки. Заполнив аквариум, предложите ребенку превратиться в рыбака и «выудить» все предметы с помощью поварешки, ложки с длинной ручкой, дуршлага, палочки. Пусть он испробует как можно больше предметов в качестве удочки, но при этом не помогает себе свободной рукой. Комментируйте ход «рыбалки»: обращайте внимание ребенка на то, какие предметы плавают, а какие лежат на дне.

Разноцветные бусины.
В одной коробке перемешайте разноцветные бусины или бисер. Предложите малышу разложить их в две, а затем в три коробки, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом: цветом, размером, формой. Покажите ребенку, что бусины надо брать только по одной, двумя пальцами. Следите, чтобы бусин не было слишком много, а то ребенок быстро потеряет интерес к игре.

Бусинка и желобок.

Сделайте прозрачный желобок из кусочка трубы, шланга, авторучки. Расположите его немного под углом: например, один конец положите на книгу, а второй – на блюдце. Покажите ребенку, как положить бусинку в желобок, пусть он увидит, как она катится и падает в блюдце. Пусть он сам «переправляет» бусины в блюдце, регулируя скорость их падения с помощью угла наклона желобка – например, устройте соревнование: чья бусина быстрее докатится до блюдца.

А как играете вы?

 

Комментарии

Похожие статьи

Как выбрать кроватку для новорожденного?!

В первое время новорожденный проводит в состоянии сна намного больше времени, чем бодрствуя. В этот период происходит анализ и усвоение всей новой информации, которую получил малыш. Вот почему так важно создать новорожденному условия для спокойного полноценного сна.

Читать дальше

Фен-шуй о зеркалах.

Фэн-шуй — это древнее китайское учение о благоприятном расположении вещей в доме. В последние годы фэн-шуй стал необыкновенно популярен во всем мире.

Читать дальше